В конце сентября в Минске пройдет большая консультация, посвященная «языку вражды» в Беларуси. «Салiдарнасць» выясняла у лидера инициативной группы «Журналисты за толерантность» Олега Рожкова, кто на нем говорит и есть ли шанс очиститься.
«Что за глупости?», «О чем вы говорите?»
– Шесть лет назад появилась наша инициатива, стремившаяся начать работу по корректному освещению проблематики разных дискриминируемых групп.
Тогда это была идея, которую обсуждали всего несколько человек. В итоге это начинание превратилось в инициативную группу «Журналисты за толерантность», в которую на сегодня входит 12 постоянных активистов, около 20 волонтеров, а также большой пул журналистов, которые либо прошли наши школы, либо заинтересованы в развитии этой идеи.
Вообще, в онлайн-группе «Журналисты за толерантность» порядка 550 человек. Это журналисты, редакторы, правозащитники, эксперты, которые регулярно обсуждают вопросы журналисткой этики.
Когда мы только начали говорить о «языке вражды», реакция со стороны коллег, в том числе знакомых, была довольно категоричной: «Что за глупости?», «О чем вы говорите?», «Что за новые стандарты?», «Кто вы такие и почему учите писать, когда у нас есть этический кодекс, редакционная политика и тд?».
Возможно, мы и сами тогда неправильно вошли в эту сферу, «наехав» на журналистское сообщество, а не начав со слов: «Давайте более профессионально и качественно относиться к тому, что делаем, и нести социальную ответственность».
В любом случае, тогда отношение к нам было больше негативным. Сейчас мы видим, что ситуация глобально изменилась. Более того, «языком вражды» в Беларуси стали заниматься не только мы. Проводятся исследования, мероприятия, к группам примыкают множество неравнодушных.
Все понимают, что «язык вражды» существует, и что это не что-то смешное, а опасное явление, с которым нужно бороться и вырабатывать какие-то общение правила, чтобы сделать медиасферу и общество лучше, качественнее и чище.
Ведь почему мы считаем, что белорусы толерантные?
– Нужно разделять «язык вражды» на тот, что мы видим в журналистских публикациях, и тот, что присутствует в комментариях на форумах и в соцсетях. Это совершенно разные истории.
Несколько лет мы делаем мониторинги публикаций белорусских СМИ. С одной стороны, многое зависит от мировой повестки дня. К примеру, как только начался российско-украинский конфликт, началась война, на первые полосы исследований по количеству использования «языка вражды» в публикациях вышли национальности, надгосударственные образования. Наши медиа, хотя и находились немного в стороне, разделились на «наши»-«ваши». И это фонило очень сильно. Или когда произошла трагедия в американском Орландо – на первые полосы вышла тема ЛГБТ.
С другой, есть определенные тренды, которые переходят из мониторинга в мониторинг. Это криминальная хроника с указанием национальности преступников (большинство белорусских СМИ этим до сих пор грешат, без надобности указывая национальность, тем самым создавая негативный стереотип, криминализируя определенную этническую группу), а также публикации с обобщенными образами групп, чаще всего об отношениях мужчин и женщин (из серии «Все женщины…» или «Все мужчины такие-то»).
Если говорить о комментариях, то тут больше всего достается ЛГБТ-сообществу. Да, в белорусских СМИ стало много материалов о проблематике данной группы – для журналистов это больше не табуированная тема. При этом, поскольку она довольно новая для Беларуси, есть накопленный негатив со стороны населения. Мы наблюдаем агрессию с самым жестким «языком вражды» и даже призывами к уничтожению или физическому насилию.
Попытаюсь объяснить. Пока общество однородно и мы не замечаем какую-то социальную группу, то нет никакого сопротивления. Ведь почему мы считаем, что белорусы толерантные? Потому что они очень долго жили в однородной социальной среде, где все люди (товарищи, братья), как было в советские времена, одинаковые. Но как только в этой среде начинают появляться не такие, не похожие на большинство, зачастую начинается всплеск негатива.
Раньше ЛГБТ «не существовало». Об этих людях не писали. Плюс сложно определить, является ли человек представителем гомосексуальной ориентации или нет, ведь визуально не всегда скажешь. А теперь вдруг эта тема начала появляться в СМИ. И это нормальная реакция человека – агрессия по отношению к тому, чего ты не знаешь или не понимаешь. Мы видим некоторое сопротивление, неготовность признать существование этой группы. Но это тоже спадет: недовольные поймут – это такие же люди, как и они.
«Все идет от базовой концепции прав человека»
– Мы создали «Школу толерантности», куда приглашаем журналистов на 3-4 дня для участия в плотной программе. Работаем, начиная с базовых принципов прав человека, и заканчивая тем, что такое толерантная и социально-ответственная журналистика.
Такой формат позволяет репортеру представить, каким образом публикация, которую он производит, влияет на общество и меняет его. Помогает понять, что представители любой социальной группы, будь то эмигранты или ЛГБТ, – не требуют каких-то специальных прав, ничего особенного. Все идет от базовой концепции прав человека.
Мы провели шесть «школ», в каждой из которых было примерно 20 участников. Так что около 120 человек стали нашими выпускниками – с большинством из них мы продолжаем сотрудничать. Плюс каждый год проводим конкурс на лучший антидискриминационный материал. И журналисты все чаще присылают свои материалы, что означает, – они продолжают работать в области прав человека, писать о разных уязвимых группах.
«Это важно для каждого гражданина нашей страны»
– Полностью избавиться от «языка вражды» не получится. Это очень медленный процесс, в котором капля точит камень. Но то, что эти усилия не напрасны, – об этом можно говорить с большой долей уверенности.
Шесть лет назад мы были небольшой группкой первооткрывателей, которые пытались собрать несколько журналистов на презентацию своего первого мониторинга. 28 сентября этого года совместно с представительством ПРООН в Беларуси, сетью «БелАнтиСпид» и «Article 19» мы организовываем национальную консультацию по противодействию «языку вражды» и дискриминации в нашей стране. На мероприятие будут приглашены около 40 активистов, в первую очередь представители организаций, которые работают с уязвимыми группами, а также дипломатический корпус.
В рамках форума будет подниматься вопрос о необходимости появления в Беларуси антидискриминационного законодательства, поскольку той базы, которая есть сейчас, не хватает.
На самом деле, даже если не вдаваться в какие-то глобальные цели, к избавлению от «языка вражды» надо стремиться каждому гражданину нашей страны. Потому что это ведет к более интеллигентному общению, европейским ценностям, прогрессивному гражданскому обществу, пониманию близких, уважению других людей.