Экспертная комиссия при Мининформации нашла признаки экстремизма в двух текстах могилевского регионального издания. Заключение направлено в правоохранительные органы, где будет принято решение о привлечении к ответственности авторов материалов.
В распоряжение правозащитной инициативы «Журналисты за толерантность» попал документ за подписью первого замминистра информации Павла Легкого от 2 мая 2019 года. Это уведомление о результатах работы Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия/отсутствия в ней проявлений экстремизма. Работа комиссии была организована по заявлению ЛГБТ-активиста из Молодечно Валентина Тишко. Ранее Валентин направил в ведомство обращение со списком из 14 публикаций «Вечернего Могилева» на тему ЛГБТ, которые просил проверить на наличие незаконной информации. В двух статьях из четырнадцати эксперты нашли проявления экстремизма.
«Данное экспертное заключение направлено в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении к административной ответственности на основании статьи 17.11 КоАП Беларуси», — сообщает Павел Легкий.
Отметим, что публикации «СУДНЫЙ ДЕНЬ.ЛИРИЧНЫХ ЧУВСТВ НАТЯНУТЫЕ СТРУНЫ…» и «ВО ЧТО ВЫЛИВАЕТСЯ НЕТЕРПИМОСТЬ К ИЗВРАЩЕНЦАМ?», в которых экспертная комиссия нашла признаки экстремизма, все еще находятся в открытом доступе. По решению суда они могут попасть в республиканский список запрещенных экстремистских материалов. До сих пор в этом списке нет ни одной публикации официально зарегистрированного в Беларуси СМИ.
«Вечерний Могилев» — лидер по использованию языка вражды в СМИ
Газета «Вечерний Могилев» неоднократно занимала первые позиции по распространению языка вражды в Байнете в мониторингах инициативы «Журналисты за толерантность».
Руководитель мониторинговой группы Виола Ермакова считает процесс в отношении «Вечернего Могилева» закономерным:
— В мониторинге 2015-2016 гг., когда мы анализировали, как медиа пишут о ЛГБТК+, все пять самых жестких материалов в рейтинге принадлежали этому СМИ. Язык вражды в них просто зашкаливал. Я точно знаю, что эта газета способна производить материалы с экстремистскими высказываниями. Радует, что по постоянству агрессии они, в общем-то, в Беларуси такие одни.
По мнению лидера инициативы Олега Рожкова, данное разбирательство должно снизить градус ненависти, продуцируемый газетой, однако могут быть и негативные последствия.
— Считаю, что наиболее безопасным механизмом борьбы с языком вражды в медиапространстве является саморегулирование СМИ. Образовательные проекты, дискуссии и совместная разработка этических стандартов — это оптимальный путь для того, чтобы журналистика развивалась и становилась более инклюзивной. В идеальном мире журналистское сообщество должно самостоятельно реагировать на нарушение этики, — комментирует ситуацию эксперт. — В секторе независимых СМИ в основном так и происходит. Комиссия по этике Белорусской ассоциации журналистов отлично справляется с этой функций.
Однако в случаях с такими провластными газетами, как «Вечерний Могилев», этот инструмент неприменим. Соответствующая же комиссия в Союзе журналистов, как мы наблюдаем, в вопросах этики свои функции не выполняет. В то же время согласно международному праву, когда язык вражды достигает критического порога серьезности, он должен быть запрещен. В этом случае обращение в Мининформации оправдано.
При этом надо понимать, в странах с авторитарным режимом всегда есть риск, что госрегулирование под видом праведной борьбы может негативно отразиться на свободе слова.
Не все то экстремизм, что государство таковым называет
К закону о противодействии экстремизму, как методу борьбы с ненавистью в обществе, у экспертов давно есть вопросы. Юрист БАЖ Олег Агеев рассказал о практике злоупотребления законом властями.По его словам, сам по себе закон имеет существенный недостаток:
— Если посмотреть определение об экстремизме, сравнить его, например, со статьей 33-й Конституции, то станет понятно, что там намешана защита и общества, и государства, и прав и свобод других лиц. Эта расплывчатая формулировка дает поле для очень широких злоупотреблений со стороны государства: необоснованное ограничение свободы слова и права на доступ к информации. Государство привлекает людей к ответственности за банальное использование права на распространение информации.