На презентации нового Мониторинга языка вражды в отношении ЛГБТК+ в СМИ Беларуси мы рассказали о свежих медийных тенденциях в освещении темы, а также назвали тройку самых толерантных белорусских СМИ.
В мониторинг попали 184 СМИ. Это были республиканские и региональные, каждая группа была представлена провластными и независимыми онлайн-изданиями. Была найдена 901 публикация, содержащая упоминания об ЛГБТК+ за период с апреля по сентябрь 2017года.
Это исследование дает представление о том, каким видят ЛГБТК+-сообщество белорусские журналисты, насколько корректно они умеют об этом писать и что, в конечном итоге, транслируют обществу.
Белорусские ЛГБТК+ не дали повода
В топе инфоповодов – зарубежные темы. Поэтому явления, связанные с ЛГБТК+ в белорусских СМИ «неместные», слабо укорененные на территории страны. Топ-5 инфоповодов за полгода по количеству публикаций в СМИ:
- преследование гомосексуалов в Чечне,
- гей-парад в Киеве,
- запрет трансгендерным людям служить в армии США,
- признание однополых браков в Германии,
- выборы во Франции (сексуальная ориентация Макрона).
На август приходится самая большая доля публикаций с относительно жестким языком вражды из-за трансфобных цитат Трампа.
Есть ли в Беларуси ЛГБТК+-френдли СМИ?
Наиболее опасным видом языка вражды является тот, который производит сам автор материала. В большинстве случаев его позиция совпадает с политикой редакции, значит, имеет больше шансов влиять на формирование общественного мнения. Исходя из этих критериев, тревогу вызывает выраженная гомофобная политика освещения ЛГБТК+- тематики на сайтах «Комсомольской правды», «Белновостей» и «Движения активных людей».
«Даже Норвежская лютеранская церковь в апреле этого года приняла “историческое решение” венчать однополые браки и написать для этого специальную церковную службу. В условиях такого “полного раскрепощения” остается только делом времени, когда педофилия в Норвегии будет официально узаконена». (Движение активных людей)
*Фрагмент ставит знак равенства между гомосексуальностью и педофилией. Поскольку педофилия является нарушением закона, такое уравнивание является частным случаем утверждения о криминальности группы.
«Комсомольская правда», «Белновости» и «Движение активных людей» больше других пишут статей об ЛГБТК+ с высоким уровнем языка вражды, который преимущественно производят сами авторы материалов.
А вот tut.by, citydog.by и 21.by демонстрируют ЛГБТЛК+-дружественную информационную политику: пишут на эту тему много и преимущественно корректно.
Виола Ермакова — координатор мониторинга, эксперт по языку вражды
Положительные тенденции в освещении темы ЛГБТК+
На сегодняшний день появилось несколько положительных тенденций в освещении темы ЛГБТК+ белорусскими СМИ:
- журналисты наконец-то начали различать «гомосексуалистов» и «гомосексуалов», использование корректного термина лидирует в этом мониторинге со значительным отрывом;
- категория «квир» стала видимой в медийном поле, увеличилось количество публикаций с использованием данного термина в сравнении с предыдущими годами;
- тематика трансгендерности обсуждается в контексте поддержки и защиты прав, и сопровождается корректной риторикой.
Эти изменения имеют большое значение для нейтрализации гомофобной риторики в СМИ Беларуси.
Вопрос к трансгендерному комьюнити
В мониторинге каждое некорректное слово, характеризующее ЛГБТК+, маркируется по степени жесткости и соотносится с соответствующим видом языка вражды. Но большое значение имеет языковая тенденция употребления слова, т.е. как называют сами себя или какое-либо явление люди внутри комьюнити, является ли определение некорректным в их понимании. В связи с этим эксперт по вопросам языка вражды, координатор мониторинга Виола Ермакова озвучила вопрос с использованием термина «трансгендер»:
«Мы на всех предыдущих мониторингах говорили, что “трансгендер” — это некорректная лексика. Звучит как “трансформер”, очень обесчеловечивающе. В английской аббревиатуре LGBTK «transgender» работает как прилагательное в значении “transgender people”. В русском это существительное, которое работает по-другому. Оно гораздо жестче проводит границы: есть люди, а есть «трансгендеры». Но в этом мониторинге в огромном количестве материалов звучит «трансгендер», и по факту, это слово используется как нейтральное. У меня сейчас вопрос к транс-сообществу Беларуси: как вы хотите, чтобы вас называли?»
Виола Ермакова и Олег Рожков — координатор инициативы ЖЗТ/J4T
После эксперт добавила, что не имеет смысла отстаивать точку зрения о корректности формулировки «трансгендерные люди», если это не нужно самим трансгендерным людям.
Почему региональные СМИ предпочитают молчать об ЛГБТК+?
В мониторинг попали СМИ, которые вообще не затрагивают тему ЛГБТК+. В основном это региональные издания («Гродзенская праўда», «Мінская праўда», «Вечерний Брест» и др). Почему так происходит?
Существует стереотип о «непродвинутости в теме» региональных журналистов. Исследование говорит об обратном. В целом журналисты независимых региональных СМИ пишут статьи как целиком посвященные ЛГБТК+, так и с частичным упоминанием сообщества, более корректно, чем авторы республиканских независимых СМИ.
Нулевой показатель материалов в данном случае свидетельствует не об отсутствии профессионализма или интереса к теме, а скорее, об особенностях редакционной политики — игнорировать тему ЛГБТК+. Региональная пресса, даже независимая (а провластная тем более), в целом не очень дружелюбна к ЛГБТК+: средний балл жесткости публикаций с фрагментами остается высоким.
Республиканские независимые СМИ чаще провластных упоминают тему ЛГБТК+. Например, при описании курорта отметят, насколько он комфортен для ЛГБТ-туристов. Материалы, полностью посвященные теме — тот срез, в котором четко различают проблемы ЛГБТК+-сообщества и стремятся разобраться с ними. Все актуальные дискуссии по теме рождаются здесь.
Республиканские провластные СМИ уклоняются от темы ЛГБТК+. Если пишут, то чаще по поводу, связанному с сообществом, т.е. посвящают этому целые публикации. Их материалы жесткие, а статьи полностью на тему — самые жесткие.
⇔ По результатам мониторинга в планах «Журналистов за толерантность» выстраивание коммуникаций с региональными редакциями для нейтрализации гомофобной политики СМИ и традиционные Школы толерантности для журналистов.