Примерно каждая вторая публикация на тему ЛГБТК+ в беларусских медиа содержит проявления языка вражды. Причем приёмы не отличаются разнообразием — чаще всего это либо обвинения в негативном влиянии на общество, либо упоминание ЛГБТ для дискредитации политических противников.
Первый прием характерен для сайтов официальных СМИ типа «СБ. Беларусь сегодня» или «Вечерний Могилев». Второй прием часто встречается в анонимных телеграм-каналах типа ЖС Premium.
Разберем оба приема на конкретных примерах.
«Западная идеология по разрушению семьи и семейных ценностей глубоко проникла в нашу страну»
«В обществе растет запрос на укрепление традиционных семейных ценностей. Сегодня мы видим, что на Западе семьей называют не только брак мужчины и женщины. Наша страна выступает против навязывания чуждых стандартов, которые не соответствуют нашим национальным ценностям, в частности это продвижение повестки ЛГБТ-сообщества, поддержка сексуальных меньшинств, внедрение таких понятий, как родитель 1 и родитель 2. Поэтому на уровне Конституции мы определяем семью — приоритетом, а ее защиту — важнейшей государственной функцией.» В этом комментарии Галины Лагуновой, заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике, взятом[1] по случаю Дня матери, «с которого начинается Неделя родительской любви», содержится практически полный набор элементов, используемых для демонстрации негативного влияния ЛГБТ на общество.
В первую очередь, это двойное противопоставление традиционных ценностей, присущих белорусскому обществу, и нетрадиционных ценностей, характерных для современного Запада. Это противопоставление проявляется в отношении к браку и семье — с одной стороны, брак мужчины и женщины, семья, состоящая из мамы и папы; с другой стороны, однополый брак, семья, состоящая из родителя 1 и родителя 2. Эти противопоставление усиливается контрастом между «нашими ценностями» и «чуждыми стандартами», а также между «навязыванием» и «защитой».
Кроме того, это устойчивое использование выражения «секс-меньшинства», создающие напряжение между спокойным и целомудренным большинством общества и громким и извращенным меньшинством, пытающимся продвинуть свою повестку.
Наконец подчеркиваются государственные усилия по защите общества от разрушительного влияния западной ЛГБТ-пропаганды.
Иногда наряду с указанными элементами упоминаются «чайлд-фри» (всегда без объяснения, что это значит) и «смена пола» (обычно как безумная прихоть одурманенных ЛГБТ-пропагандой молодых людей).
«Беглый недопранкер, которого все посылают на три буквы, обиделся и совершил каминг-аут на вильнюсском гей-параде».
На примере обычного поста[2] в телеграм-канале ЖС Premium можно оценить использование отсылок к ЛГБТК+ для дискредитации политических противников:
«У змагаров есть собственная гордость:
На натуралов смотрят свысока.
В Вильнюсе на местном гей-параде в качестве расчёта по улицам прарушыла белорусская «калёна». И, кстати, не маленькая, чтобы вы понимали сколько «радужных» людей среди змагаров. Число всяких квиров меж ними значительно вырывается за пределы средних значений».
Бросается в глаза гораздо более неформальная лексика, по сравнению с используемой на сайтах СМИ, активное использование сленга и жаргона для создания негативного образа как ЛГБТ-людей, так и политических оппонентов. В подобных публикациях авторы стремятся в первую очередь создать и максимально усилить ассоциацию между своими политическими противниками и ЛГБТ, пытаясь представить своих противников как «ненормальных», противопоставляющих себя «обычным людям». Очень часто для этой ассоциации используются понятия «каминг аут» и «гей-парад», с помощью которых описываются публичные политические действия вроде выступления против государственного насилия или отказа от поддержки Лукашенко или участие в митингах. Кроме того, очень часто поддержка гей-парадов как таковых рассматривается как дискредитирующее обстоятельство.
Стоит отметить, что подобные проявления языка вражды встречаются не только в провластных телеграм-каналах, но и в независимых, пускай и значительно реже, но с той же целью дискредитации политических противников: «И еще немного про вчерашний шабаш. Почему так называемый генеральный прокурор Швед, который «занимается геноцидом», не улыбался, когда синепалый синегуб заговорил об «извращенцах» и «мерзости последней» — о геях.»[3]
В своих регулярных мониторингах языка вражды «Журналисты за толерантность» уже отмечали, что ситуация с репрезентацией ЛГБТК-сообщества в беларусских медиа остается опасной, но оставляет место и надежде. Постоянное повторение одних и тех же посылов может усиливать пропагандистский эффект, но в то же время независимые журналисты могут сфокусироваться на разоблачении именно этих однообразных и неизобретательных приемов.
[1] В обществе растет запрос на укрепление традиционных семейных ценностей — депутат Лагунова (sb.by)